понедельник, 8 августа 2011 г.

Как заработать треть миллиарда долларов на мобильных интернет-приложениях

Парма, как известно, центр итальянской еды — здесь делают пармскую ветчину и сыр пармезан. В Парме находится компания Parmalat, производятся макароны Barilla. А рядом расположены офисы Ferrari и MaxMara. Но Мауро дель Рио продает совершенно необычный для Пармы продукт и зарабатывает $361,9 млн в год.



На одной из вымощенных булыжниками улочек Пармы в здании бывшего монастыря разместилась компания, продукция которой не вписывается в рамки традиционного Made in Italy. Это фирма Buongiorno. Она поставляет на рынок мобильные интернет-приложения и сотрудничает со 130 телекоммуникационными компаниями в 57 странах.
Основатель компании Мауро дель Рио, гендиректор Андреа Касалини и команда говорящих на разных языках инженеров собрались в зале заседания совета директоров. На столе стоят компьютеры iMac и кувшины со свежевыжатым апельсиновым соком. Можно было бы думать, что действие происходит в американской Кремниевой долине, если бы над головами собравшихся не возвышался купол, расписанный фресками XVII в. «Здесь хорошая энергетика, а наша работа еще ее улучшает», — улыбается 49-летний гендиректор, который, как почти все руководство компании, родился и вырос в Парме.
Buongiorno поставляет мобильный контент (мелодии для звонков, игры, графика) пользователям обычных мобильных телефонов. Сейчас ее аудитория достигла 9 млн человек. За использование контента компания взимает ежемесячную плату с телекоммуникационных операторов. Еще два направления бизнеса — мобильный маркетинг и создание онлайн-игр. После появления системы облачной обработки данных и смартфонов компания занялась созданием систем мобильных платежей и облачных приложений. В 2010 г. ее годовая выручка составила 253 млн евро ($361,9 млн). Причем 90% этой суммы пришлось на зарубежные операции. Самый главный конкурент Buongiorno находится в США. Это компания Motricity.


Началось с шутки


Но начинался бизнес скромно. Впервые идея создать такую компанию посетила дель Рио в 1995 г. Тогда он работал в консалтинговой фирме Accenture и подумывал открыть свое дело. Однажды ему захотелось разослать по электронной почте шуточное сообщение друзьям. Он хотел, чтобы 12 человек улыбнулись, едва проснувшись. В конце 1998 г. уже 25 000 человек ежедневно получали сообщения от дель Рио. А к апрелю 1999 г. число подписчиков увеличилось до 50 000. Теперь дель Рио рассылал не только шуточные послания, но еще и листинг интернет-ссылок на музыкальные произведения, сообщения о времени начала сеансов в кино, об открытии магазинов, записи концертов классической музыки и спортивных событий.

Первые инвестиции в бизнес составили 120 000 евро ($171 660). Деньги вложили друзья и коллеги дель Рио из Accenture. Среди первых инвесторов был и Касалини, который стал вторым после дель Рио сотрудником новоиспеченной компании.
В феврале 2000 г. дель Рио получил от инвесторов еще 4 млн евро ($5,7 млн). Деньги в компанию вложили предприниматели из Пармы и других городов Эмилии-Романьи, в том числе владельцы компании Barilla и семья Марамотти, которой принадлежат MaxMara и фармацевтическое предприятие Chiesa.


Необычная политика


К концу 2000 г. Buongiorno уже открыла офисы в Лондоне, Париже и Мадриде. В каждом представительстве работало 10 человек. Сейчас штат зарубежных филиалов компании насчитывает 1000 работников.

Вспоминая первые годы в бизнесе, дель Рио говорит, что «быстрый рост числа подписчиков на его услуги чуть было не привел к разладу в семье». Ведь для развития бизнеса он использовал семейный бюджет.
Большинство итальянских предпринимателей создают исключительно семейные компании. Бизнес, подконтрольный одной семье, носит местечковый характер. Он закрыт для внешнего мира. Однако дель Рио с самого начала придерживался стратегии выхода компании на международный уровень. Поэтому провел серию важных для компании поглощений в Италии, Испании, Нидерландах, Китае, Японии и США. Сейчас он часто летает в Нью-Дейли, где недавно заключил сделку с подразделением IBM в Индии.
По словам Касалини, Buongiorno придерживается гибкой политики в отношении своих сотрудников. Недавно компания открыла филиал в Лондоне и предложила некоторым своим пармским инженерам отправиться на работу в Великобританию, если они того пожелают. Еще одна семейная пара, которая работала раньше в пармском офисе, решила переехать в Австралию. Супругов отпустили, но с одним условием: они обязались открыть в этой стране филиал Buongiorno.
Переломный момент в развитии бизнеса наступил в 2003 г., когда Buongiorno разместила акции на Миланской бирже. Произошло это после обратного поглощения итальянской компании — агрегатора музыки Vitaminic, которая в свое время была пионером рынка загрузки музыки из интернета. Дель Рио приобрел всего 20% акций. «С самого начала я хотел создать международную компанию и стать частью большого рынка», — говорит он. Последнюю покупку Buongiorno cовершила только в июне. Компания приобрела акции своего европейского конкурента Dada.net. Миланский банк Mediobanca недавно известил Buongiorno о том, что акции компании продаются на Миланской бирже на 50% дешевле, чем акции подобных компаний на более крупных биржах мира.
Делистинг с Миланской биржи провели уже многие итальянские малые и средние компании. Многие поступили так после того, как обнаружили, что плюсы от листинга нивелируются затратами на создание и публикацию ежеквартальных отчетов. Но дель Рио с порога отметает идею об уходе с биржи и снова твердит: «Я всегда хотел, чтобы мой бизнес был частью большого рынка».


Источник: Ведомости



Комментариев нет:

Отправить комментарий